Для миниатюрной резьбы применяют твердые мелкотекстурные породы дерева: самшит, кипарис, граб, груша, яблоня, орех, можжевельник, бук, клен.
Чем тверже дерево, тем более тонкая проработка деталей миниатюрного изделия, тем большего портретного сходства можно достигнуть и в случае скульптурно-горельефного сюжета резная миниатюра получается более выпуклой и контрастной. Вперед выступают основные персонажи миниатюры. Появляется возможность проработки фона и задних планов – это дает ощущение перспективы и еще более подчеркивает объемность миниатюры.
Идеальным материалом для резной миниатюры является кость: слоновая кость, ископаемый бивень мамонта, бивень моржа, коровья «цевка».
Цвет кости имеет разнообразные оттенки: начиная от снежно-белого, кремового, желтого до коричневой наружной корки. Бивень мамонта, найденный в зеленой глине, имеет серо-голубой цвет. Кость можно также окрашивать в однотонные цвета.
Кость легко полируется до зеркального блеска, на поперечном срезе бивня особенно с края видна структура кости, многократно пересекающиеся между собой радиальные линии.
Мамонтовая кость немного отличается от слоновьей. Она более жесткая и менее прозрачна на тонких срезах. Пластические свойства и прочность кости позволяют выполнять тончайшую ажурную или сквозную резьбу.
Работа с костью требует твердой руки и верного глаза. Для тончайшего ажура и рельефа в доли миллиметра нужен ювелирный подхода, не терпящий промахов. Здесь также играет роль высокая стоимость бивня.
Бивень мамонта – материал невосполняемый и его цена будет только увеличиваться. Отсюда возникает природное желание – каждый, даже самый маленький кусочек пустить в дело. Раскрой бивня очень важная операция, над которой нужно крепко подумать, а если необходимо – применить специальные методы обследования.
Например, для резной миниатюры “Охота на медведя” пришлось обследовать кусок бивня на томографе в ЦКБ №5 г. Харькова. Томограф выдал карту расположения внутренних трещин бивня, что определило размеры и форму миниатюры.
Миниатюрная резьба на коровьей кости – “цевке” требует специальной подготовки кости. Это ее обезжиривание путем длительного вываривания в слабощелочном растворе и, в некоторых случаях, отбеливание.
Утолщенные к суставам концы трубчатых костей имеют достаточный объем и плотность. Из них можно делать даже миниатюрные скульптуры до 5см.
Мне встречались небольшие китайские шахматы из “цевки”, но глядя на них, понимаешь, что резчик работает, как автомат, не задумываясь над сутью производимого. Природные ограничения по толщине и размерам кости предложили так называемый многослойный рельеф.
На Рождественской выставке в Штутгарте я видел многофигурную миниатюрную композицию «Рождество Христово» размером примерно 20х12см. Персонажи были вырезаны отдельно и установлены определенным образом в хлеву из костяных досок и камней. Пол в хлеву был сделан, как бы, из каменных плит не симметричной формы. Эта слегка тонированная миниатюрная резьба выглядела очень эффектно. К этому Рождественскому вертепу был приложен сертификат подтверждающий происхождение кости. В Германии природо-охранные организации следят за запретом на ввоз бивней и изделий из слоновой кости.
Из пластинок животной кости или “отходов” бивня можно вырезать маленькие шедевры – декоративные броши и кулоны.
Бесчисленное сочетание роз, полевых цветов, листьев, побегов, бутонов, ленточек и бантиков дают широкий простор для творчества. Но не только растительные мотивы могут быть сюжетом для броши.
Орнаментальные обработки формы креста, мифологические персонажи, аллегорические образы, авангардные формы дают возможность уйти от прямого назначения и превратить брошь или кулон в коллекционный предмет.
Это относится также к малозаметному предмету – костяной пуговице.
Кружочек с 4 дырочками, выточенный на токарном станке, действительно малопривлекательный. Но стоит превратить пуговицу в цветочную форму (не обязательно круглую) или геометрически стройную ажурную резьбу снежинки, как эта пуговица – как аксессуар начинает “держать” модель одежды.