Декоративная резьба по дереву совместно с живописью и архитектурой нашли широкое применение в украшении православных иконостасов.
Иконостас в православном храме находится на возвышении «амвоне» и отделяет алтарную часть от общего помещения храма.
Иконостас является главным собранием икон (отсюда и иконостас) определяющим, как принадлежность иконы Святого в честь которого этот Храм построен, так и общецерковное сочетание икон обязательное для каждого православного храма. Иконы располагаются на иконостасе в четком порядке горизонтальными ярусами.
Центральной частью иконостаса наиболее украшенной резьбой являются царские врата. На Царских Вратах располагаются четыре маленьких иконы евангелистов и икона «Благовещение» что дает широкий простор для их украшения резьбой на площади примерно 2-3 м2.
Резные колонки между иконами, карнизы, разделяющие ярусы икон, картуши, медальоны, филенки украшенные резьбой кресты все эти архитектурно-резные элементы служат украшением икон и образуют целостную систему восприятия иконостаса в православном храме.
Существовали иконостасы использовавшиеся в походных условиях так же называвшиеся алтарями. Они использовались при передвижении духовного лица с пасторскими визитами или для служения священника в войсковых походах. Попросту говоря это был небольшой шкаф-складень внутри которого и на створках были написаны иконы почитаемых святых.
Во Львове, в митрополичьих палатах, довелось увидеть переносной иконостас Митрополита Шептицкого – иконы на досках, богато украшенные золоченой резьбой по дереву.
В домах более-менее зажиточных людей имели место домашние иконостасы. Как правило, это были угловые застекленные витрины (уголки), в которых вертикально размещались 3-5 икон. Вверху находилась лампада, внизу – отдельный шкафчик для церковных книг.
Дорогие уголки изготавливались из ценных пород дерева: ореха, красного дерева, дуба и украшались резьбой. Внутри, за остекленной дверцей резьба по дереву была позолоченная и больше напоминала золотое литьё вокруг икон в позолоченных окладах. Это был уголок церковной роскоши в уютном доме.
Дешевые уголки делали из березы или сосны. Резьба по дереву была попроще, позолоты поменьше и иконы литографические без окладов.
Например в 1977 году в поселке Мамонтовка под Москвой пришлось делать домашний иконостас занимавший торцевую стену комнаты с окном. Центральная икона – витраж “Троица”, по размеру окна. Фон и рамы из дуба, резьба из липы. Две прорезные пустотелые полуколонны поддерживали карниз, вверху располагались 4 старинные ковчежные иконы. Мотив резьбы по дереву – виноградная лоза. Над витражом в переплетении лозы была скульптурная группа: на облаках два ангела коленопреклоненно поддерживают крест. Вся резьба по дереву была позолочена.